Как давать обратную связь

Привет! С вами Александра Сабельская, с рассказом о том, как я даю и, как мне кажется, нужно давать обратную связь. Кому эта статья будет полезна?
Да всем. Особенно тем, кто часто общается с творческими людьми, учителям, родителям. Что вы вносите в понятие "обратная связь"? Вот видите работу другого человека, что движет вами, что заставляет опустить руки к клавиатуре и написать это? Что ВЫ получаете от этого? Что ОН (слушатель) получает от этого?

Пожалуйста. Подумайте пару минут, буквально парочку, чтобы ответить себе на эти вопросы.

Ну а теперь расскажу свои методы, которые изначально были лишь наблюдением, так как давая обратную связь я всегда накладывала на нее свой опыт: что было приятно слышать, что неприятно, а что меня мотивировало. Затем подкрепила этот опыт книгами.

Сейчас могу сказать, что, по моему мнению, одна из главных целей обратной связи: дать понимание вашему слушателю, что у него получилось лучше всего, указать на то, что он смог.
То есть моя цель не просто дать обратную связь, а дать мотивацию продолжать в том же духе. Вы можете сказать "Все это фигня, потому что мне нужно, чтобы указали на ошибку! Как я смогу стать круче, если не буду учиться на ошибках?". И вопрос будет очень даже справедливый.

Допустим вы учитесь рисовать/писать/рассказывать. И вот вы нарисовали иллюстрацию/написали пост/рассказали стих. Ваш зритель/читатель/слушатель говорит вам: "Слушай, вот этот момент получился просто великолепно, ты отлично подметил (что-то) и даже смог (вот это), это круто! Продолжай рисовать/писать/тренироваться рассказывать дальше." И человек, который получил такую обратную связь весь светясь от того, что он смог,
бежит продолжать тренироваться.


Теперь рассказываю как это работает.


Мотивация есть у нас всегда. Это не что-то неожиданно приобретенное. Мы всегда хотим демонстрировать на что способны, всегда ожидаем признания своей личности или достижений. Вспомните маленьких детей. Когда они счастливее всего? Когда у них что-то получилось! Вот и здесь, когда человек делится с вами каким-то своим достижением, он ожидает признания. Иными словами, хочет узнать, что у него получилось.

ну вы поняли)



Это работает так, потому что область нашего мозга, которая отвечает за поощрение - это прилежащее ядро (скопление нервных клеток в лимбической системе). Она же область, которая отвечает за хорошее настроение. То есть, когда мы получаем поощрение - у нас поднимается настроение :)


Поэтому если вы увидели, как кто-то выложил новую работу в инстаграм или ваш ребенок прибежал с новым рисунком или вы находитесь в каком-то сообществе по интересам и увидели работу (любую, не обязательно про рисунок), то просто скажите то, что вам нравится больше всего. То, что, как вам кажется, действительно хорошо получилось. Всегда можно найти что-то хорошее.


Другой вопрос, когда речь идет о более глубокой прокачке навыков. Например, вы знаете, что ваш друг прокачивает какую-то определенную технику или вы видите как кто-то выкладывает работу и просит прокомментировать конкретный момент, так как он учится именно этому. Тогда, конечно, много внимания должно быть уделено этой части. Но только если вы уверены, что компетентны в конкретном вопросе или если ваше мнение очень важно человеку.



Но тут есть нюансы.

Когда вы даете обратную связь по какой-то конкретной технике, которую прокачивает ваш друг/ребенок/какой-то человек из интернета, то обязательно объясняйте почему то, о чем идет речь, стоит исправить.

Кстати, обратите внимание на то, что я не сказала "надо исправить". Надо/не надо дело уже не наше. Мы, как люди, которые дают обратную связь, лишь направляем, а не заставляем.

Так вот. Почему же стоит подробно иллюстрировать то, как можно исправить слабый момент в работе нашего друга/ребенка/ученика? Вспомните, ну, допустим, как вы стояли в очереди (может с вами этого и не происходило, но вы, с большой вероятностью, могли наблюдать подобное), так вот, вы стоите в очереди и к вам подходит человек с просьбой пройти впереди вас в очереди. Вероятно внутри вас загорелось чувство несправедливости, по понятной причине, конечно же, чем этот товарищ лучше вас, чтобы пройти вперед? И тогда вы гневно задаете этому товарищу вопрос "Почему я должен тебя пропустить?". И он отвечает. Какой-то ответ, который вы понимаете и теперь вам кажется не таким уж и несправедливым пропустить человека.


К сожалению, я не помню в какой книге прочитала об этом. Но проводили множество экспериментов с той же самой очередью, где проверяли три ситуации:

  • экспериментатор просто проходил вне очереди,

  • спрашивал о возможности пройти вне очереди,

  • спрашивал о возможности пройти вне очереди с объяснением причин.



Вероятно вы догадались, что того, кто проходил вне очереди без спроса все ненавидели! Яростно ненавидели!

Того, кто спрашивал иногда пропускали. А того, что давал причину - почти всегда пропускали. Не помню, к сожалению, цифры, но они были значительными! Иначе бы я не запомнила этот факт :) И самое забавное во всем этом то, что иногда причина была абсурдна, но человека с причиной все-равно пропускали чаще, чем того, у которого причин не было. Кажется, человеку просто важен факт причинно-следственной связи. В общем-то, то, что мозг не любит не понимать уже давно не факт. Дети, не понимая как работают разные явления нашей жизни, придумывают множество, иногда весьма красочных, объяснений этим явлениям.



Поэтому и в обратной связи крайне важно объяснять ПОЧЕМУ вы считаете стоит исправить то-то и то-то. Или обратить внимание на это. Потому что у этого есть причины. Например, вот тут стоит исправить цвета на теплые,

потому что холодные цвета ассоциируются с холодной едой, а еще, извините, с мертвечиной. К тому же, жареная еда, до того, как сгорит, всегда приобретает оранжево-коричневые оттенки. И именно таких цветов добиваются создатели меню.
Конечно, бывает еда и с холодными оттенками, но, надеюсь, вы поняли о чем я. К тому же, давно известный факт, что оранжевый цвет вызывает аппетит.

Если ваша обратная связь основана на ваших ощущениях, так и говорите: вот это стоит скорректировать/убрать/заменить, потому что мне оно не нравится, мне кажется, что мне пытаются...ну, например, что-то внушить.

Статью пишу спонтанно, с примерами, конечно, беда.



И даже в этом случае, когда вас просят дать обратную связь по конкретному моменту, не стоит забывать о том, что есть и что-то хорошее, что получилось отлично или просто хорошо. Или тонко подмечено.

Когда вам невыносимо хочется что-то покритиковать, вы, прямо видите, что эта вещь никуда не годиться и еле сдерживаете себя, то есть прием (не помню точно как называется, что-то похожее на бутерброд/гамбургер/сэндвич), когда сначала говорите что-то хорошее, что получилось, потом суть о которой хочется сказать и сверху опять то, что хорошо получилось. Отсюда и получается такой гамбургер: булочка, котлета, булочка.

Этот прием взят мной из психологии и он хорош для выражения своего недовольства. Например, вам срочно надо сказать другу, где он вам делает плохо, но вы боитесь обидеть его, отсюда начинаете с того, что любите/цените его, особенно за вот это, но, черт возьми, как же ты надоел говорить мне что я воооот такой плохой, мне от этого больно/обидно/страшно/грустно, и да, мне неприятно это говорить, потому что ты мне ценен (и опять завершаем булочкой).

В завершение этой части хочу добавить, что если вы из тех, кто только критикует (то есть указывает на слабости, неудачи и т.д) то, осознанно или нет, ваша цель - обидеть человека, возвыситься над ним. Причин может быть много: может у вас было плохое настроение или вас воспитывали в атмосфере полного обесценивания. Но все это, несмотря на кажущиеся смягчающие обстоятельства, не оправдывает такое поведение. Если хотите давать обратную связь с целью помощи, - пользуйтесь инструкцией выше.





Про слово «молодец»

Со своего же позволения вставлю отрывок из поста, который я писала в своем личном аккаунте instagram.

Сегодня в кабинете врача мы рассматривали мою историю лечения, нынешние анализы и все говорило о том, что можно закончить терапию. На что я сказала "Все? Мы сделали это? У меня больше нет аллергии?", на что врач сказала "Да, ты - молодец!".

Ты - молодец! А между тем я 3,5 года постоянно, без перерывов делала уколы, принимала капельки, наблюдалась у врача, следовала рекомендациям и избавилась от пуховых подушек, ковров и штор. Даже не ела клубнику первый год-два.

Что же получается, если бы аллергия не ушла (а такое бывает), то все мои старания напрасны и я автоматически становлюсь кем? Плохой? Не справилась с задачей? То есть врач оценивает меня только по результатам? И если результаты неудовлетворительные, то все остальное не имеет значения, так как я не обрадовала врача своими показателями. В школе, кстати, очень похожая система. Уже слышу вой недовольства, мол, Саша опять про школьную систему оценок. Но послушайте, это правда важно. Школьная система оценок оценивает только факт, ей совершенно все-равно сколько ученик приложил усилий. В идеале вообще ученика не учить. Вот и тут: если аллергия ушла, то ты - молодец. То есть тотальное обесценивание трудов одним простым и, как это не парадоксально, оценочным словом.

А теперь посмотрим как я перевела ее похвалу. Хорошо б, чтобы врач сам это мог увидеть, но начнем с меня. Считаю это уже неплохое достижение. Так вот. Ты - молодец. А по факту: врач смог успешно определить тип аллергии, провести анализ, назначить подходящую для случая терапию, а я смогла устоять клубничным соблазнам (хотя это не супер обязательно было), выдержать режим уколов и лекарств, вовремя задавать вопросы, заботясь о себе. Вот это круто! Поздравляю!



А теперь забавное задание:

Оно забавное, потому что мало кто к этому готов. Я, например, не была готова, когда начала пробовать. Так вот, попробуйте каждый раз, когда вам захочется сказать супругу, ребенку, просто человеку "Молодец!" остановиться на секунду и найти что именно вам понравилось. А забавное оно потому что иногда реально очень сложно подобрать слова, тебе хочется похвалить, а ты не знаешь как! И начинаются этакие заковыристые формулировки) Лучше практиковать с кем-то, так интересней. Если научитесь, то ваши близкие и дети, конечно, не осознают этого, но почему-то будут благодарны вашей обратной связи.



И как бонус.

Дорогие женщины, сейчас научу вас манипулировать вашими мужьями. :D Дико смеюсь в этот момент, потому что однажды эту фразу мне сказала бабушка.

Нет, я не буду вас учить манипулировать, НО! Все, за что вы благодарите ваших родных, особенно если рассказываете почему то, что сделал родной, вам важно. Эти слова не проходят бесследно. А если вы еще будете подмечать какие-то мелочи хорошо сделанные, ну не знаю, например, сухо вытер стол ;) но с благодарностью, а не "Молодец!" то в вашей семье начнется гармония, а моя бабушка будет радоваться, что хоть кто-то пытается манипулировать своими мужьями. :D