Разбор портфеля

Марии Базыкиной
Сегодня с вами Александра Сабельская и я разбираю портфель победительницы нашего конкурса — Марии Базыкиной. Портфель с отличными иллюстрациями, стиль работ - детская персонажка. Очень милая, качественная, в самый раз для детских книжек и открыток.
Мария начала грузить работы в 2017 году, на апрель 2019 в портфеле 131 иллюстрация. Все иллюстрации растровые, векторных нет. Цели сделать коммерчески успешный портфель не было — работы нарисованы для души в свободное время. Маша хочет научиться хорошо ключевать работы, понять что грузить в портфель и стоит ли менять стиль или площадку. Сразу хочу обратить внимание на один момент — легко заметить, что самая релевантная картинка в портфеле либо не продавалась, либо продавалась очень плохо. Предположить это можно, просмотрев ключевые слова в работе — они расположены по алфавиту, а когда работа продаётся, то Шаттр перемешивает ключи так, что на первое место ставит самый частый употребляемый ключ, при поиске этой картинки. Мария дала мне статистику по продажам и мои предположения подтвердились.
А вот так, выглядят ключи, когда работа продавалась. Мы видим ключ elephant
Посмотрим почему некоторые работы продаются, а другие нет. Начнём с лисички:
Работа не продавалась, мы не можем в ключах увидеть ключевые запросы, поэтому будем искать сами. И сравнивать. Идём, для начала, в запрос fox:
Интересно, что я ожидала увидеть переполненную нишу, но она оказалась не такой уж и заполненной. Всего 78 тысяч векторов. И более 300 топов векторов, если верить Папастокеру:
Однако, нас вектор не интересует, поэтому мы делаем фильтрацию по иллюстрации. И тут становится 98 тысяч работ. Тоже не особо много. Главное, на что мы должны обратить внимание:
  • что общего между всеми этими работами
  • чем наша лисичка отличается от этих работ
В запросе я вижу три типа работ:
  • логотипы с лисами
  • лисичка мультяшная
  • лисички стилизованные под реализм (скетч, акварель)

И все эти работы объединяет простота: лисы могут находится в разных ситуациях, выражать разные эмоции, быть в разных позах, но они простые. То есть, в их жизни нет ничего сверхъестественного: они сидят, куда-то смотрят, лежат. Такие иллюстрации проще всего использовать как элементы, нежели как самостоятельное произведение.

Еще есть две работы(раз, два) с надписями. Я посмотрела — работы продавались. Берём на заметку и вернёмся к ним чуть позже. Теперь отличия. Чтобы ещё наглядней стало, я в фильтре исключила ключевой запрос logo.
Теперь проще увидеть нужную картину. Конечно, всегда можно сделать конкретные запросы из серии fox cute или fox cartoon, но сейчас нам достаточно этого. Сейчас мы отчётливо видим два главных отличия:
  • наша иллюстрация,где лисенок что-то варит, довольно концептуальная, в отличии от простых работ в запросе
  • наша иллюстрация не является набором, а они в запросе преобладают
Теперь давайте посмотрим и сравним похожие по стилю и настроению работы.
Я открыла следующие работы(раз, два, три, четыре, пять). Мне важно было, чтобы выбранные работы имели продажи, поэтому, если ключи шли по алфавиту, я работу отбрасывала. В каждой из этих работ есть ключ watercolour.
А у нас, в этой, например, работе такого ключа нет. Почему? Вы скажете, что работа не акварельная. Однако, на стоке, как я могу заметить, ключ watercolor уже имеет оттенок какой-то модности и означает, что рисунок «живой». Вот, например, не акварельная картинка, но продавалась именно по ключу watercolor. Я не думаю, что это причина того, что работа не продавалась, тем не менее мы должны иметь в виду — когда покупатель хочет«живой» рисунок, он может искать по этому ключу. Также нам стоит обратить внимание на простоту иллюстраций. Это то, что нам нужно.

Можно начать с подобных работ: раз, два, три. А потом придумать историю, либо разбавить сложных лисичек простыми. В наборе желательно. Затем всех лисичек загрузить по отдельности.

Ещё у нас были отложены работы с надписями. Давайте посмотрим на них. В процессе анализа нашла ещё две. Вот работы: раз, два, три, четыре. Хочу спросить, что особенного в этих работах? Ведь они немного концептуальные. Почему они релевантны? И чего не хватает нашей лисичке? Не буду тянуть и отвечу: я заметила наличие ключей poster, print. Ещё woodland. Работы продавались по этим ключам. Но стоит отметить, ключи poster и print идут вкупе с работами с надписями, потому что понятно — такую работу возьмут для печати.

Отсюда вывод: ключи — это важная часть иллюстрации и они должны содержать не только описание самого предмета, а настроение, стиль, тип применения. Надо понять, что пользователи не делают сложных запросов, например "fox chicken soup".
Это слишком сложно и концептуально. Покупатели ищут так:
То есть, всё довольно просто. Напоследок про лисичек. Я вижу, что в портфеле есть, всё-таки, лисичка, которая продавалась. Она тоже продавалась мало, но продавалась. И тут мы видим — она совсем не такая концептуальная, как наш первый пример.

Итоги анализа лисичек:
  • упрощать концию иллюстрации, чтобы расширить сферу ее применения
  • сделать набор
  • следить за ключами

Ключевать можно разными программами: Stocksubmitter, Ipstock, Xpiks, Папастокер, Saranai, Stockkeyword. Я пользуюсь Stocksubmitter. Это и удобно и просто. Ключевание идёт через отбор ключей из других стокерских работ, то есть, мы сейчас сами заходили на сток и смотрели, какие ключи на первом месте, какие продающие, а какие нет. А в Stocksubmitter это всё оптимизировано программой.

Теперь, что касается продаваемых работ в портфеле. Я рассмотрю только две работы потому что иллюстрации в портфеле выполнены в одном стиле, и советы, которые я уже дала, подходят для портфеля в целом. Обе работы мало продавались, но кое-что сказать можно. Для начала розовый пудель.
Просто в яблочко попали!
Запрос pink poodle имеет всего 670 векторов и 884 иллюстраций. Папа стокер говорит, что тут всего один топ. Мало конкурентов по всем фронтам. И наш пудель продавался.
Но почему, тогда, работа не на первом месте? Если кто-то задался этим вопросом, то этот кто-то молодец! Правильные вопросы задаёт.

Я вижу причину в том, что хотя наш пудель и самый красивый и качественный, есть другой, довольно милый и не такой концептуальный. Прогуляемся просто по запросу «пудель» и посмотрим, что же покупателям надо? Запрос не переполненный, топы имеет. Ничего сверхъестественного не увидела. Щенки пуделей, просто пуделя, наборы, фоны с пудельками и любовь к розовым пуделям. Ок, это интересно. Теперь мы знаем, что делать :)

И вторая работа — оранжевый слон:
Посмотрим запрос elephant. Почти 140 тысяч иллюстраций и мы видим, что нужно покупателю по этому запросу — как можно больше мимишности. Есть и другие иллюстрации, но мимишностей, милых слонят больше. А у нас огромный оранжевый слон едет на ананасе! — совсем не то, что нужно. Работа мало, но продавалась. Думаю, она по каким-то запросам поднималась в выдаче, но недостаточно, чтобы закрепиться в топе.

Теперь сузим запрос:
  • orange elephant: Работа в запросе виднеется, но тут, в принципе, очень странный запрос. Думаю, покупатели конкретно это не ищут.
  • fun elephant: Здесь направленность работ совсем другая.
  • bus elephant: Здесь мы тоже не попадаем, так как тут, преимущественно, речь про школу.

Я думаю, именно по этой причине работа не закрепилась в запросе и не начала активно продаваться. Слоника надо упрощать. Отделить, например, от ананаса. А еще, для этой работы срочно нужны такие ключи, как poster и print :)


Мария задала мне несколько вопросов, самое время на них ответить:

«Имеет ли смысл начинать грамотное развитие существующего портфеля или перестроиться на другую площадку?» Конечно же, имеет смысл развивать существующий портфель. Теперь ты знаешь как.

«Пыталась рисовать к праздникам, но ни разу не выстреливало, чтобы скупали в праздник, единичные покупки. То ли поздно выкладывала, то ли ключевые слова неправильные, или из-за маленького числа работ в портфеле». Возможно, поздно. Лучше начинать грузить заранее, не менее чем за три — четыре месяца. Это когда большие праздники, такие как Новый год и Рождество. Плюс, надо смотреть какой запрос ты «покрываешь». Мы видим, что у нас в портфеле довольно концептуальные работы. Тогда стоит посмотреть по запросам на похожие работы и оценить, что, в этом случае, лучше пойдёт. Как это делать, мы разобрали выше.

«Все ключевые слова и описания чисто интуитивные, без понятия как оно должно быть правильно». В разборе портфеля я подробно рассмотрела подбор ключевых слов, так что теперь знаешь как правильно :)

«Есть цель развиваться в этом направлении, но неясно, то ли стилистику более упрощать, то ли неверно поисковые запросы ставлю, то ли сменить площадку». Упрощать стиль, совершенствовать ключевые слова. На другой площадке тоже есть система поиска по ключевым запросам.

«С симилярами вообще не умею работать, несколько раз отказали в подобных работах, где у персонажа меняла фон с деталями, после этого решила вообще не связываться с этой темой». Симиляры не про «заменить фон». Обычно симиляром называют работу, которая в себе содержит элементы уже существующей работы, но она может иметь совершенно другой смысл.

Например, тут разделяем слона и машину и грузим на стоки по отдельности, а потом добавляем слону надпись и ещё раз его загружаем. Вот этого зайку объединяем с этим и загружаем эту работу. Добавляем к ним яйца, цветочки, других заек. И ещё раз загружаем. А потом берём всех животных, кто держит еду, и объединяем их в один сет. И так далее. Придумать из головы очень много чего можно. А ещё проще — набраться реальных идей из самого запроса, который хочется раскрыть.

Поскольку мы разобрались с твоим стилем, с тем, что ты можешь делать, с тем, что надо подкорректировать в работах, можно и о темах подумать:
Темы я подбирала для Марии индивидуально, так что эта часть только для неё. Спасибо за внимание! Пожалуйста, если у вас есть какие-то мысли по поводу этого разбора, то делитесь ими на нашем канале Инстаграм под этим постом.