Стокер в стране

плагиата

В сентябре произошло то, что каждый стокер видит в ночных кошмарах: командный портфель получил бан за подозрение в плагиате. 
 
Однако, как известно, не бывает односторонних медалей и бесконечных палок: если отвлечься от эмоций, любое событие, в том числе столь неприятное — опыт, из которого можно извлечь пользу :) 
 
Мы не только сделали выводы, но и решили досконально разобраться в вопросе, который до сих пор вызывает бурления, баттхерты и холивары: что есть плагиат?  И что есть плагиат на стоках?
Спойлер: изучение этой темы напоминает путешествие Алисы в стране чудес. Чем глубже погружаешься в тему плагиата и авторских прав на стоках, тем чудесатее и чудесатее обстоят дела.
Так что следуйте за нами и ничему не удивляйтесь.
Плагиат и законодательство РФ
 
Основной документ, регулирующий авторское право на территории России  — 4-я часть Гражданского кодекса. Там можно найти все определения и перечни объектов и субъектов авторского права, а также их права и обязанности (для фрилансеров будут интересны разделы 1296 и 1297 о произведениях, созданных по договору и по заказу), но там вы не найдете не только ни одного определения понятия «плагиат», но даже самого этого слова.
Понятие это всплывает в совсем другом документе: Уголовном кодексе Российской Федерации. В главе 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина в статье 146 «Нарушение авторских и смежных прав»  есть не сколько точное определение, сколько упоминание понятия плагиата (в скобочках;)
Вот оно:
«Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев».
То есть, по нормативно-правовой версии (а именно ей руководствуются в суде) плагиатом считается только присвоение чужого произведения.
Вы можете найти множество других трактовок и определений, но все они будут уже авторскими, и вопрос об их юридической силе спорен.
До тех пор, пока вы не выдали чужую иллюстрацию, трек, текст или любой объект авторского права за свой собственный — обвинить вас в плагиате нельзя.
Но не обольщайтесь. Большая часть споров связана не с плагиатом, а с нарушением прав на использование произведения. Опять же, проблемы возникнут только в том случае, если вы используете чужое произведение в своей работе, что в большей степени касается дизайнеров, чем стокеров-иллюстраторов.
На практике это означает одно: нельзя просто скачать картинку из интернета и использовать ее как угодно. У каждой закорючки есть автор, который предоставляет ее на определенных условиях. Не трогайте закорючек, условия использования которых вам точно не известны, особенно если вы хотите напечатать сотню-другую футболок, наволочек и три билборда.
Пример из практики: дело Юлии Григорьевой против Рив Гош.
Известная сеть напечатала принт на пакетах, не выкупив изображение по соответствующей лицензии. Более того, дизайнер имела неосторожность признаться, что «скачала его из интернета».
Думаем, вы сами поняли, что это значит.
Если не плагиат, то что…
Будем честны: мало у кого запасы наглости или наивности позволяют напрямую выдавать чужие картинки за собственные. Дизайнеры также усваивают мысль, что в век интернета проще один раз заплатить автору, чем качать картинки из сети и потом получать воз проблем.
Намного чаще новички опасаются, что обвинение выкатит автор, заметивший в их и своей работе что-то схожее. Цвет, объекты или (какой кошмар!) идею.
Прежде, чем переживать, стоит еще раз открыть ГК РФ, а именно статью 1259, где представлен перечень объектов авторских прав, а также перечень объектов, который авторскими правами не защищается, а именно:
  • идеи,
  • концепции,
  • принципы,
  • методы,
  • процессы,
  • системы,
  • способы,
  • решения технических, организационнных или иных задач,
  • открытия,
  • факты,
  • языки программирования,
  • геологическая информация о недрах
А также:
  • официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
  • символы и знаки муниципальных образований;
  • произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
Перечень скучный, но на всякий случай мы его скопировали.
Что это означает на практике для иллюстраторов? Что не надо трястись каждый раз, когда в голову вам приходит мысль изобразить какой-то сюжет: например, блондинку с букетом тюльпанов. Подснежник, вылезающий из-под снега или тропические листья. Такая идея слишком универсальна, каждый автор воплотит ее по-своему. Воплотить одну и ту же задумку одинаково практически невозможно!
Хотя не так давно произошел очень курьезный случай: фотографы  Рон Рисман и Эрик Гендон независимо друг от друга сделали два почти одинаковых кадра:
Найдите десять отличий.
Но такие случаи скорее из области очевидного невероятного. Тем не менее, в сфере дизайна споры по поводу плагиата — обычное дело.
Один из громких недавних случаев связан с логотипом Олимпийских игр 2020, когда Бельгийский дизайнер Оливье Дэби заявил, что дизайн логотипа токийской Олимпиады 2020, представленный Кендзиро Сано, скопирован с его логотипа театра города Льежа. Найдите еще десять отличий:
В итоге Олимпийский комитет от эмблемы отказался. Очень уж подозрительное сходство.
Плагиат и авторское право США
Для решения вопросов по авторскому праву в США существует специальное бюро. Если вам интересно углубиться в тонкости изучения местных законов, можете изучить сайт .
Мы не будем писать диссертацию на эту тему и ограничимся тем, что, так же, как и в России, плагиатом считается выдача произведения за свое собственное.
Так же, как и ГК РФ, закон США устанавливает объекты, подлежащие и не подлежащие защите авторских прав.
В числе последних также:
  • идеи,
  • процедуры,
  • методы,
  • системы,
  • процессы,
  • концепции,
  • принципы,
  • произведения, перешедшие в общественное достояние,
  • имена, короткие фразы и другие объекты.
Так что за свои идеи можете быть спокойны. Или не очень. Ведь в том случае, если вы придумаете какой-то классный образ или сюжет, никто не запретит другому иллюстратору его повторить.
Общественное достояние
В российском и западном авторском праве существует понятие общественного достояния (public domain). Мы решили остановиться на нем подробнее, поскольку здесь часто возникают вопросы.
Для юридического понимания статуса общественного достояния надо изучить статьи 1281 и 1282 ГК РФ. 
 
Общественное достояние — произведение, которое любой желающий может использовать без соглашения с автором/его преемниками.
Например, раз уж разговор у нас идет об изображениях, напечатать на футболке и спокойно их продавать. Или сделать мультфильм по мотивам книги.
Произведение может перейти в общественное достояние при нескольких условиях:
  1. Истек срок защиты авторского права. В России и большинстве западных стран он составляет 70 лет после смерти автора. То есть, если вы задумали издать и проиллюстрировать томик Ломоносова или придумали анимацию сказок Пушкина, о поисках наследников можно не волноваться.
  2. Автор сам объявил свое произведение общественным достоянием.
  3. Произведение, созданное не человеком, также становится общественным достоянием. Последний пункт — от Бюро авторского права США. Он может показаться забавным, но с развитием искусственного интеллекта и нейросетей, которые уже сейчас генерируют портреты несуществующих людей лучше начинающих фотографов, такие пояснения будут появляться все чаще и станут все актуальнее.
 
Полагаем, вы готовы к еще одной курьезной истории, которая в дальнейшем, несомненно, пополнит правовую базу прецедентов и уже наверняка активно используется студентами, специализирующимися на авторских правах.
В 2011 году фотограф Дэвид Слейтер отправился в заповедник, чтобы поснимать обезьян. Сделав несколько удачных кадров, он поставил камеру на штатив и спрятался в кусты. Очень скоро одна импозантная дама-павиан заинтересовалась конструкцией, взяла пульт дистанционного спуска и сделала несколько отличных селфи для инстаграма «Джунгли зовут»;)
Она как раз собралась скинуть фото, когда выскочивший из кустов Дэвид забрал технику и, очень довольный своей работой, пошел разбирать снимки, оставив безымянную даму павиана без поста в сториз. 
Но мы живем в странное время, и Дэвид еще не догадывался, насколько. Отличные селфи быстро расползлись по сети и вскоре попали в Wikimedia Foundation. Однако на запрос Дэвида убрать снимки с ресурса, он получил любопытный отказ, мотивированный тем, что Дэвид не обладает никакими правами на фотографию, поскольку она была сделана обезьяной.
После чего разгорелся один из самых крупных правовых споров в области авторского права, в которое вмешались организации по защите прав животных. История обрастала странными подробностями. Например, быстро распространился слух, что селфи было сделано самцом по кличке Наруто, хотя сам Слейтер настаивал, что это все же была дама. Судите сами: улыбка настоящей соблазнительницы :)
Дело дошло аж до Федерального апелляционного суда США. В конечном итоге все вроде кончилось миром, правда все же осталась за Дэвидом, чего не скажешь о его деньгах и нервах. Нюансы:
  • ни при каких условиях не признавайтесь, что большую часть фотографий для инстаграма делает ваш кот.
Кроме того:
  • несмотря на то, что практически во всех странах срок защиты авторского права истекает через 70 лет после смерти автора, для отдельных произведений он может быть изменен. Например, он увеличен для произведений тех авторов, чье творчество пришлось на войну.
  • имеет значение волеизъявление автора - проще говоря, завещание. Если автор распорядился об определенных условиях использования его произведения, ничего поделать с этим нельзя.
  • истечение срока защиты авторского права не означает, что произведение стало «общим». Право автора на имя не отчуждается ни при каких обстоятельствах. Так что не пытайтесь убедить своих знакомых, что «Мона Лиза» принадлежит вам, и вы просто хорошо сохранились ;)
Кусочек своего пирога хотят все, так что, если вы уже заготовили макеты футболок, сделайте паузу, чтобы узнать о таком неприятном аспекте, как музейное право.
Ясное дело, что большинство произведений искусства, переданных в общественное достояние, оказываются в музеях, где за умеренную плату и демонстрируются обществу. Однако, музеи вправе устанавливать свои правила касательно использования предметов искусства, хранящихся в фондах. Поэтому, увы, вместо прибыли есть шанс получить иск.
В области музейного права лес становится еще гуще, чем в области плагиата на стоках. Существует множество прецедентов, когда музеи разной степени крупности судились из-за того, что кто-то напечатал репродукции. Единого стиля решения вопросов здесь нет, побеждают те, у кого юристы красноречивее. Углубляться в тему музейного права мы не будем, так как, судя по всему, там и юристы блуждают на ощупь.
Уясните только то, что если вы работаете с готовыми изображениями, изучайте условия использования произведений. Библиотеки и музеи, предоставляющие цифровые копии, как правило всегда говорят и об условиях использования. Например, Национальная галерея искусства разрешает свободное использование материалов как в личных, так и коммерческих целях. Кливлендская галерея также предоставила доступ к части произведений. 
 
Классные коллекции можно найти здесь. Сделайте перерыв в усвоении информации и насладитесь.
Так что же на стоках?
С точки зрения закона, сток — юридическое лицо, а авторы контента — лицензиары. Все законы в области авторского права будут работать и на стоках. Однако, учитывая потоковую скорость производства стокового контента и количество авторов, не все из которых даже подозревают о существовании какого-то «права», естественно, что споры о подражании, плагиате и прочие авторские перепалки вспыхивают без конца. Отчасти в этом виноваты и сами стоки, поскольку, как показывает практика, четкой позиции по поводу дозволенных и не очень приемов, здесь нет. Но все по порядку.
Стоки и авторское право
Правовые вопросы освещены в contributors guide. 
Такой гайд есть на каждом стоке, однако, многие стоки всячески перестраховываются. Адоб так и вовсе сообщает, что его правовая справка «предназначена только для информационных целей и не может быть использована в качестве юридической консультации или вместо юрисконсульта. Кроме того, полное понимание всех применимых прав на интеллектуальную собственность в вашем содержимом может изменяться в зависимости от используемого контекста. При возникновении конкретных юридических вопросов обратитесь к своему юрисконсульту».
На Shutterstock есть несколько ключевых страниц, которые должен изучить каждый стокер прежде, чем сабмиттить. Submission and Account Guidelines cодержит основную информацию о том, что можно, а чего нельзя.
Несколько пунктов мы озвучим:
  • Отправляя работу на Шатерсток, вы подтверждаете, что вам принадлежат права на абсолютно все ее элементы: от текстур до закорючек: «Если вы не обладаете исключительным правом на материалы, вы не можете отправлять их».
  • Нельзя отправлять для коммерческого использования работу, включающую в себя товарные знаки, названия брендов, некоторые достопримечательности.
Known Image Restrictions  список той самой "запрещенки". Understanding the Basics of Copyrights — еще немного базовой информации.
В частности Шаттерсток поясняет, что авторским правом защищается любая оригинальная работа, зафиксированная в материальном мире, которая:
  1. Создана в ходе независимой работы автора.
  2. Имеет некоторую степень творчества (some degree of creativity). При этом никаких мерок по поводу, что считать достаточной степенью независимости и творчества, а что нет — естественно, не обнаружено, что открывает большой простор для трактовок.
Все понятно.
Стоки и общественное достояние
Многих стокеров и дизайнеров, особенно работающих с коллажами или видео, терзает вопрос: так можно или нет использовать произведения, не охраняемые авторским правом, на стоках?
Короткий ответ: НЕТ.
Длинный ответ (из официального руководства для авторов): «Запрещается предоставлять материалы, являющиеся общественным достоянием. Если вы не обладаете исключительным правом на материалы, вы не можете отправлять их».
Однако существует небольшое исключение из этого правила. Если вы отправляете изображение, содержащее элементы, предоставленные NASA и являющиеся всеобщим достоянием, Shutterstock может принять такое изображение, если в его заголовок включен следующий текст: «Elements of this image furnished by NASA» (Элементы этого изображения предоставлены NASA)».
Как все большие корпорации, стоки стараются обезопасить себя по максимуму. Лучше перестраховаться, чем потом разбираться, считают стоки, и их можно понять. Запрет на использование подобных ресурсов связан с нежеланием стоков разбираться с последующими исками, например, от музеев или внезапно обнаружившихся наследников (поскольку стокер мог неправильно посчитать срок охраны авторского права).
Интересно, что на более мелких стоках, очевидно, царит своя атмосфера. Так, в блоге Dreamstime мы обнаружили любопытную статью, где одобряется использование ресурсов public domain для создания работ и дальнейшей перепродажи их на стоках. Пояснять это мы не беремся. Но во имя безопасности и порядка советуем вам не заигрывать со стоками подобным образом.
Стоки и плагиат
И вот оно — это страшное слово! Избороздив блог Шаттерстока вдоль и поперек, а также измучив местный поиск, четкого определения этого зловещего слова мы и тут не нашли. Остается только руководствоваться правилами, историями и собственным опытом, печальным и поучительным.
Известно, что раньше схлопотать бан или обнаружить в своем ящике письмо зла от Шаттерстока было проще. Забанить могли и за чрезмерное вдохновение. Однако, база росла, экзамен упростился до формальности, и сам Шатер стал лояльнее.
Живет слух, что плагиатом на стоках принято считать повторение контуров чужой работы или ее части. Хотя такой формулировки нет ни в одном официальном руководстве или статье блога, проистекает она из того соображения, что случайно повторить контуры чужого изображения просто невозможно. А, значит, имело место быть то самое злоумышленное присвоение чужого труда.
Техника исполнения при этом роли не играет. Если вы задумали сделать иллюстрацию по чужой фотографии - это повод для не иллюзорного бана. Именно такой пример являет собой печальная история IndieDin.
Строгость закона компенсируется избирательностью его исполнения. О том, что считать плагиатом, а что – нет, четкой линии у партии нет.
Так, в частной переписке с поддержкой не было признано плагиатом это:
И это:
Хотя даже неопытный глаз увидит очень подозрительное сходство. Не советуем заигрывать подобным образом, так как, во-первых, раз на раз не приходится, а, во-вторых, официальную жалобу мы не подавали. При большом сходстве работ и неполном совпадениим контуров тоже можно получить реальный бан. Что и случилось с автором иллюстрации трактора (слева — иллюстрация «оригинал», справа — «плагиат»). История от Александра.
Точную причину, почему автора все-таки забанили, мы уже не узнаем. Возможно, инспектор заподозрил, что контуры изменялись нарочно. Возможно, ему не понравилось, что изображалась определенная модель. Но, скорее всего, большую роль сыграло то, что его не устроил ответ автора.
Ответ на жалобу очень важен, именно он и сыграет решающую роль.
Как отвечать и что делать?
В ответ на обвинение в нарушении авторских прав Шаттерсток, как правило, замораживает портфель, не вникая. Вы получаете письмо гнева, после чего у вас повышается давление, вы очень быстро проходите стадии принятия, возможно, пишете в блог гневный пост и, наконец, предпринимаете лихорадочные действия.
Лучше сделайте гимнастику для глаз и почитайте про наш опыт :)
Обвинения в плагиате мы получили по поводу этой иллюстрации.
После получения письма от Шаттерстока у вас есть три дня, чтобы подробно описать, как создавалась работа. Нужно убедительно доказать ее оригинальность и вашу самостоятельность. Именно от адекватности ответа будет зависеть судьба портфеля, поэтому к этому делу лучше подходить после того, как паника стихнет, и вы перейдете в режим трезвого ума настоящего бизнесмена, которого настиг кризис :)
Итак, что должно быть в письме:
1. Хорошо, если к работе уже был прикреплен полностью заполненный релиз. Там будет дата загрузки работы, которая может оказаться очень полезной. Именно так произошло в нашем случае. Первые варианты этих работ были загружены за год до появления работ обвинителя на стоке, что легко установить по дате.
2. Также хорошо, если у вас есть фото, скриншоты или видео промежуточных стадий и черновиков, референсов, которые вы делали в процессе создания. Во-первых, по ним также можно узнать дату создания, во-вторых, они подтверждают факт самостоятельной работы над темой. В случае с трактором одним из решающих факторов, скорее всего, стало именно то, что автор так и не смог внятно ответить на вопрос, чем он вдохновлялся и какие референсы использовал. Если вы предоставили убедительные референсы, то вопрос, скорее всего, решится в вашу пользу.
3. В письме также изложите, как к вам пришла в голову эта идея. Например, пишите, что вы решили изобразить персонажа к грядущему празднику, расскажите, как придумали ему образ, чем вдохновлялись. Возможно, выяснится, что вы с автором-жалобщиком вдохновились одной и той же историей или образом, поэтому многое совпадает.
4. Не стоит аппелировать к тому, что Петя, Джейкоб, Юсуф и Маёси тоже нарисовали очень похожие картинки, и им за это ничего! Обвиняют вас, и речь идет только о ваших изображениях. Максимум, что можно себе позволить — это замечание о популярности темы. 
Есть так называемые common темы, иллюстраций которых на стоках сотни все они похожи между собой. Ленты ко дню борьбы с раком к груди — одна из них.
5. Всячески показывайте свою готовность к сотрудничеству. Не отрицайте очевидное, не употребляйте такие слова, как blind and mole :) Если работа похожа, то она похожа, признайте это. Но resemble еще не значит stolen. Обязательно дайте понять, что вы очень огорчены этим обстоятельством и теперь попытаетесь сделать все возможное, чтобы разрулить ситуацию.
6. Не стоит бомбардировать поддержку письмами. Волокита тянется долго. Мы получили решение только через неделю.
7. Сток, как правило, не вникает в суть и на всякий случай замораживает портфель сразу, поэтому обвинение вам может прийти и в том случае, когда какой-то автор толком сам не знает, что есть плагиат и выкатывает против вас обвинение только потому, что вы взяли схожий сюжет, тему или цветовую гамму. В таком случае спокойно изложите все вышеперечисленное и добавьте, что стиль, идея, цвет не защищаются авторскими правами, поэтому вы и нарисовали эту иллюстрацию. Между прочим заметьте, что предметы у вас совсем другие. Или цвета. Или стиль.
Однажды мы получили угрожающее письмо от иллюстратора, который в нашей работе углядел много общего со своей. Естественно, никакой речи о нарушении авторских прав тут быть не может.
8. Имеются и совсем курьезные случаи. Когда вор подает жалобу на автора, очевидно, решая, что лучшая защита — это нападение) Очень показательный пример можно найти здесь. Как говорится, ноу комментс.
9. Многие авторы все-таки предпочитают регулировать дело в «досудебном» порядке. Раньше, когда Шатер еще разрешал вносить свои контакты в «шапку», написать автору было просто. Так что в ваших интересах позаботиться хоть о каких-то контактах на видном месте. Лучше миром решить все спорные ситуации, чем ждать, пока портфель разморозят.
10. Если вы действительно перевдохновились. Что ж, shit happens:
План А «Поймай меня, если сможешь».
 
Вы проявляете максимальное красноречие, убеждая инспекторов (и себя заодно), что работа ваша и только ваша. Может быть, сочиняете вдохновенную историю, что женщина на иллюстрации —  на cамом деле ваша сестра. Ну и что, что она так похожа на девушку с работы другого стокера, мало ли кто на кого похож. Даже у Анжелины Джоли есть двойник. В качестве референса прикладываете тщательно отфотошопленную фотографию сестры и ее сфотошопленный паспорт. Все зависит от того, насколько убедительно вы умеете выдавать желаемое за действительное и размеров запаса нахальства.
 
План Б. «Чистосердечное раскаяние»
Вы чеcтно признаетесь, что да, вдохновились, и просите рассмотреть все смягчающие обстоятельства. Вы новичок на стоках, такая работа в портфеле у вас одна, больше такого не будет, вас бес попутал, вам очень жаль.
Сейчас стоки стали лояльнее, и если вам попадется инспектор в хорошем настроении, то, возможно, вы отделаетесь предупреждением и удалением спорных работ, а не всего портфеля.
Что делать, если вы обнаружили «плагиат» своей или чьей-то работы?
Итак, вы обнаруживаете работу, очень похожую на вашу или, что еще хуже (но намного проще), свою работу в чужом портфеле! У вас повышается давление, вы испытываете смешанные ощущения возмущения и гордости, и, наконец, садитесь писать письмо гнева.
Однако, и для обвинителей есть свои правила. Прежде, чем рубить головы, выберите свой вариант:
А. Вы обнаружили свою работу или ее элементы в неизменном виде в чужом портфеле.
Б. Вам кажется, что автор явно вдохновлялся вашей работой! Вот эти вот закорючки очень похожи на ваши!
В. Вас давно восхищают работы Васи Пупкина, и вы вдруг находите их в портфеле, который к Васе явно не имеет никакого отношения.
Самый простой — случай А.
Ели у вас нет охоты разбираться с автором в «досудебном» порядке, пишите письмо с заполненным DCMA (Закон об авторском праве в цифровую эпоху). Образцы этого письма и его заполнения на английском и русском языках легко найти в сети. Они есть и в руководстве Шаттерстока.
 
Также в письме:
  • Вы должны указать материалы, в отношении которых нарушены авторские права (предоставить ссылки, идентификационные номера изображений).
  • Предоставьте ссылки на материалы, которые нарушают авторские права (ссылки, идентификаторы изображений).
  • Предоставьте свои контактные данные.
Обратите внимание, что заполнение DCMA – обязательно. Без него Шатер может проигнорировать ваши жалобы. А, если вы многократно проигнорируете этот момент, еще и сами получите предупреждение. Письмо нужно отправить на infringementclaims@shutterstock.com и ждать ответ.
Случай Б.
Обдумайте свое решение, учитывая все, что вы узнали об авторском праве. Даже если вы долго продумывали концепцию и идею и пробились в топ, то это не запрещает последователям завтра нарисовать сотню иллюстраций на эту же тему и даже использовать ту же композицию или цвета. И, хотя это бывает очень обидно, нарушений здесь нет.
Вспомните, как вы сами создавали эту работу и что послужило вдохновением. Проверьте совпадение контуров в фотошопе. Если же вы уверены, что наглец вдохновился именно вашей работой, действуйте, как в первом случае. Если Шатер пришел к выводу, что нарушений нет, не пытайтесь отправить жалобу повторно.
В. Самый сложный случай, поскольку руководство Шаттерстока здесь очень противоречиво. С одной стороны, в статье Как сообщить о нарушении авторских прав? сказано однозначно: "Чтобы подавать заявление по закону DMCA, вы должны являться владельцем авторских прав или законным представителем пострадавшего лица".
О том же здесь: "Do not send out a DMCA Notice of Copyright Infringement unless you are the copyright owner".
С другой стороны, здесь руководство на случай, как пожаловаться на нарушение авторских прав, если вы не являетесь их обладателем. Коротко: алгоритм действий тот же, но без DCMA.
Вероятно, речь идет именно о том случае, когда вы выступаете законным представителем пострадавшего лица, а не незнакомцем с форума, но точных пояснений этого пункта нет.
С нашей точки зрения, самое оптимальное — попробовать связаться с Васей. Если Вася не заинтересован в разбирательствах, это его право. 
Итоги
На этом, пожалуй, мы закончим наш небольшой экскурс в страну плагиата и авторского права.
Да, действительно небольшой, потому что тут еще много курьезных случаев и много чего можно рассказать. Поскольку вы уже наверняка подзабыли, с чего началась эта история, мы резюмируем главное:
1. Авторское право — запутанная отрасль не только на стоках, но и в законодательстве. Здесь много белых пятен и много формулировок, которые можно трактовать и так, и сяк. Поэтому большинство решений в спорных случаях зависят от множества факторов: грамотности и честности юристов, настойчивости сторон и фазы Меркурия.
2. Плагиат — одно из самых частых обвинений, используется каждым в меру его понимания. С юридической точки зрения, это присвоение чужой работы. Поэтому, если кто-то пытается обвинить вас в плагиате, основываясь на статье из википедии, шлите его изучать Гражданский кодекс РФ 4-ю часть и законы о смежных правах. Но и сами о них помните!
3. Нарушения авторского права в творческой среде происходят сплошь и рядом, это не что-то неординарное, а рабочая ситуация, не надо бояться.

4. Бойтесь кота, который может сделать селфи на ваш телефон.

 

5. Чтобы свести к минимуму вероятность нарушения, нужно помнить о том, что у каждого произведения, даже у палки-палки-огуречика, есть правообладатель, который предоставляет свои палочки на определенных условиях. Это может быть (и в первую очередь) автор и его наследники, либо тот, кто имеет право использовать произведение. Право на использование и демонстрацию – тоже попадает под закон об охране авторских прав.

6. Если вы используете чужие элементы в своей работе или чужую собственность (чужих котов, в том числе), нужно разрешение их обладателей. Лучше письменное. В случае стоков обязательно заполняется релиз.

7. Конечно, релиз можно выдумать из головы, но всегда есть шанс, что кто-то узнает своего кота, лошадку на вашей фотографии, и будут проблемы. Прецеденты бывали.

8. Произведения, отошедшие в фонд общественного достояния, загружать на стоки не рекомендуется.

9. Стиль, идея, концепция, цветовая палитра, техника исполнения - не защищаются авторским правом.

10. Нельзя обвинить другого автора в нарушении ваших прав, если он взял вашу идею и воплотил в своей манере.

11. Трейдмарки, бренды, уникальные дизайны, некоторые события, символы и места нельзя использовать для коммерческих целей, только для редакционных (editorial).

12. Для стоковых работ разумно готовить релизы и фиксировать промежуточные стадии рабочего процесса.

13. Все работы в вашем портфеле должны быть выполнены вами. Нельзя скачать что-то на freepik и использовать в своей работе на стоках.

14. Можно вдохновляться чужими работами, но не копировать ни их, ни их части. Для референсов создавайте мудборд из нескольких работ и берите отовсюду понемножку: там цвет, тут позу, здесь – стиль.

15. Не впадайте в паранойю и не отказывайтесь рисовать сюжеты только потому, что на стоках уже кто-то нарисовал их до вас.

16. Обвиняете вы или обвиняют вас, ведите себя корректно) Лучше попытаться решить дело миром) На том конце провода может оказаться совсем юный неопытный стокер. Незнание законов не освобождает от ответственности, но кто из нас безгрешен? ;)